О нас пишут

Элина. Сильная женщина Как в Югре помогают бывшим заключенным. Статья в интернет издании «Новости Югры», автор Галина Батищева

На Руси издревле известно: от сумы да от тюрьмы зарока нет. Что изменилось с тех давних пор? Да, мы вошли в эру цифровых технологий, вторглись в святая святых – расшифровали генетический код, создали клонов и экзоскелеты, изучаем глубины космоса и уже планируем полеты человека на Марс… Но если говорить конкретно о человеческой природе – практически ничего.

От тюрьмы да сумы…
Человек, как и сотни лет назад, страдает от одиночества, несправедливости, предательства родных и друзей, бедности, болезней, пьянства и наркомании. В былые времена страдальцы за спасением обращались в монастыри, где могли найти приют в богадельнях. Сегодня им руку протягивают тысячи и тысячи добровольцев, общественников, активистов, благотворителей.
Есть в Сургуте центр социальной помощи «Шаг вперед», где находят спасение те, кто в силу разных обстоятельств оказался за решеткой, кто опустился на самое дно жизни. На первых порах, когда социальный приют только начинал свою деятельность, в наличии было лишь два вагончика, где и жили первые его обитатели. Сегодня они используются как хозпостройки. А подопечные перебрались в новое здание. Уютное, чистое, комфортное. Здесь есть все, что необходимо для нормальной жизни: телевизоры, мебель, довольно просторная кухня. На окнах шторы, кровати аккуратно заправлены. Чистоте и порядку, который поддерживают его обитатели, позавидует любая хозяйка. Есть даже цветы, за которыми бережно ухаживают бывшие сидельцы.
Здесь нет одинаковых судеб, каждый пошел по кривой своей дорогой. Элина Г. из Башкирии отбывала срок за продажу наркотиков. Девушку взяли на месте преступления – при контрольной закупке, когда она готовила закладку.
Ее судьба – редкий случай. Девочка росла в благополучной семье. Беда нагрянула нежданно. Элине было 12 лет, когда трагически погибла ее мать. Девочка осталась на попечении бабушки, которая, жалея внучку, ни в чем ей не отказывала.

– Я росла излюбленной, избалованной. А после гибели мамы испытала такой шок, что полгода вообще не разговаривала. Ушла в себя, психологически очень тяжело переживала потерю. А потом началось! Просто слетела с тормозов. Не знаю, может, это был подростковый протест такой – всем назло делать все не так. Наркотики попробовала в 17 лет, уже в училище, и покатилась по наклонной. Не только подсела на наркоту, но и стала распространять, – рассказала Элина.

Девушка не раз пыталась избавиться от зависимости, уезжала из родных мест, чтобы быть подальше от дружков по несчастью. Но, помыкавшись по съемным квартирам, возвращалась к бабушке, в родной дом. И все возвращалось на круги своя: та же компания, срыв, наркотики.

– К тридцати годам я вдруг поняла, что могу остаться одинокой. Бабушка старенькая, надолго ее не хватит, а у меня ни семьи, ни мужа, ни детей. Решила родить для себя. Когда была беременна, отказалась от наркотиков и даже бросила курить. Я мать-одиночка, денег постоянно не хватало, и я вернулась к старому – стала продавать наркотики. А потом опять подсела на них. Когда меня арестовали, сыну было пять лет.

Срок Элина получила немалый – девять лет, освободилась по УДО. Сына меж тем передали в приемную семью под временную опеку. В женской колонии Пермского края она провела без малого семь лет. Это были годы отчаяния, надежды, веры и горьких слез бесконечными ночами. Молилась и просила прощения у Бога, у сына и не теряла надежды найти своего мальчика. И нашла! В Сургуте.

За чистотой и порядком в приюте следят его постояльцы.jpg

Работа над ошибками
Женщина не раскрывает подробностей, кто и как ей помогал в поисках ребенка. Но она сделала все, чтобы быть хотя бы в одном с ним городе.

– Пока я отбывала, бабушка умерла, родственники подсуетились и оформили трехкомнатную квартиру на себя. Так я осталась без крыши над головой. Еще в колонии узнала, что в Сургуте есть реабилитационный центр для таких, как я. Это для меня был лучший вариант, чтобы быть рядом с сыном. И 12 января этого года меня встречали сотрудники центра на вокзале в Сургуте.

А через две недели наша героиня не только прошла медкомиссию и встала на учет в инспекции, но устроилась на работу в одну из столовых города. Силе характера и воле этой женщины можно только позавидовать. Далеко не каждый подопечный решает свои проблемы в столь короткий срок. Порой на это уходят месяцы. Ее жизнь постепенно налаживается, женщина не теряет надежды вернуть сына, когда окончательно встанет на ноги и решит пресловутый квартирный вопрос. А пока живет в центре вместе с теми, чья жизнь по разным причинам однажды полетела под откос. И благодарит судьбу за то, что дала ей шанс исправить ошибки юности.

– Если честно, были сомнения: как меня встретят в центре, какие там люди, какие возможности, что мне это даст. А сейчас мне страшно представить, что меня бы ждало, если бы не Наталья Михайловна Прокошева и все, кто работает в центре. Это счастье, что в моей жизни появились эти светлые люди. Я не могу найти слов, чтобы выразить словами все, что я чувствую. Низкий поклон им, они делают святое дело.

Буквально на днях Элина приняла участие во всероссийской ярмарке трудоустройства «Работа России. Время возможностей». Там свои вакансии предлагают АО «Аэропорт Сургут», ООО «Газпром питание», ООО «Лента» и ряд других крупных предприятий. Уже с понедельника начнутся собеседования на предприятиях, заинтересованных в таком сотруднике. Что ж, Элина – сильная натура и уже не раз доказала, что может добиваться желаемого. А значит, и в этот раз она сможет доказать свою состоятельность. Команда «Шаг вперед» дала Элине возможность сделать первые шаги в новой жизни, все остальное теперь зависит от нее.

прок копия.jpg   Наталья Прокошева — руководитель АНО «Центр социальной помощи «Шаг вперед», лауреат премии «Справедливая помощь»
— «Люди никогда не меняются к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Мы меняемся к лучшему через прощение, любовь и веру». Это сказал старец схиархимандрит Илий Ноздрин. Для нас эти слова – призыв к действию. Мы работаем с наиболее социально уязвимой категорией людей. Это осужденные, освободившиеся и бездомные. Выйдя на свободу, многие из них остались без поддержки родных и друзей, потеряли семьи, крышу над головой. Наша миссия – помочь бывшим заключенным освоиться в социуме, найти работу, обрести новых друзей. Встать на путь исправления. Но принуждением, нотациями и формальным подходом ничего нельзя добиться. Только добро, понимание, вера могут изменить человека.

Кстати
Опыт НКО из Югры по ресоциализации бывших заключенных был рекомендован членом Совета по правам человека при президенте РФ, ответственным секретарем общественной наблюдательной комиссии Москвы Алексеем Мельниковым на полях Петербургского международного юридического форума.